Шлем
Конструкция шлема относительно проста: внешняя ударопрочная оболочка принимает на себя удар, далее сердцевина из ударопоглощающего материала этот удар смягчает, а внутренник придает комфорт.
Оболочка изготавливается в основном из поликарбоната и АБС-пластика. Поликарбонат очень прочен и относительно дорог, АБС-пластик более дешев. Оболочка бывает усилена армидной сеткой для защиты от ударов об острые и жесткие предметы.
Материал сердечника – EPS, SXP и пр. – пенопласт. В зависимости от материалов, сердечники могут обладать уникальными свойствами – принимать форму головы, восстанавливать форму после удара (SXP) и прочее. Для отвода тепла, применяют несколько типов вентиляции.
Проточная (самая простая). Отверстия на передней стороне шлема, часто защищенные сеткой от снега, пропускают набегающий поток воздуха, который проходит через него и выходит через отверстия на задней стороне шлема.
Система вентиляции Bernoulli является вытяжной и использует разность давлений набегающего воздуха и воздуха внутри шлема, который выходит через вентиляционные отверстия сзади шлема. Для регулировки вентиляции могут применяться как шторки внутри шлемов, так и съемные вставки, закрывающие наглухо вентиляционные отверстия.
Системы подгонки размера позволяют точнее подогнать шлем. В большинстве случаев они представляют собой пластиковый ремень, охватывающий голову. Вращая регулятор в затылочной части, можно уменьшить или увеличить охват головы ремнем.
Для защиты ушей от снега, ветра и травм, шлемы могут комплектоваться съемными или не съемными ушами. В уши шлема могут быть встроены наушкни, как обычные проводные, так и беспроводные гарнитуры Bluetooth. Обратите внимание на удобство управления звуком, особенно кнопку Mute.
Выбираем сноуборд шлем
Первое, на что обратить внимание - шлем должен комфортно сидеть на голове, не сдавливая ее. Затем наденьте шлем и, не застегивая ремешка, поболтайте головой взад-вперед. Шлем не должен сползать или елозить. Так же стоит примерить шлем с маской, чтобы она нормально «сидела» не топорщась. Для детей необходимло подбирать самый легкий шлем — из-за особенностей детской анатомии, мышцы шеи испытывают большую нагрузку.
Шлем не является панацеей от всех травм - существуют ситуации, когда удар превосходит возможности защиты любого шлема и может привести к самым печальным последствиям. Но как дополнительная «страховка» он не повредит, особенно для начинающего райдера. Бренды (некоторые представленные на российском рынке): R.E.D., Pro-Tech, Giro, Dainese, FTWO, Uvex.
Выбираем сноуборд одежду
Давать советы по выбору сноубордической одежды — занятие трудное. Ведь невозможно учесть пристрастия в стиле каждого человека. Но можно можно разобраться с одним из важнейших и разрекламированных параметров одежды — с типом мембраны, используеммом в производстве этой одежды.
Типы мембран
Мембраны бывают поровые (или микропоровые), безпоровые (или гидрофильные) и комбинированные.
Безпоровые мембраны работают так: на внутреннюю сторону мембраны осаждаются испарения и посредством активной диффузии переходят на ее наружную сторону. Такие мембраны можно найти в самых дорогих и функциональных изделиях – они очень долговечны, более эластичны, не требуют бережного обращения и работают при достаточно большом диапазоне температур. Но у этих мембран есть и один недостаток – они начинают «работать» постепенно: сначала изделия из такой мембраны как бы намокает ( это просто испарения конденсируются на мембране). Затем, «разогревшись» и начав дышать в полном объеме, они могут дать фору некоторым поровым мембранам.
Поровые мембраны проще: это пленка с мельчайшими порами, диаметр которых в 500 раз больше молекул воды (или водяного пара) и в 20 000 раз меньше капли воды. Соответственно, пар спокойно проходит через эти поры в оба направления, а вода – нет (причем, также в оба направления). Чтобы испарения тела прошли через такую мембрану, должно соблюдаться следующее условие – присутствовать разница давления паров на улице и под одеждой. В теплую погоду и мелкий дождь мембрана ведет себя как обычная ткань, а вот в холодную и сухую погоду, когда вы разогреетесь на склоне, мембрана начнет работать незамедлительно. Это один из плюсов поровых мембран по сравнению с безпоровыми – минимальное «время старта». А главный недостаток поровых мембран – их малый срок жизни: при неправильных эксплуатации и стирке изделия могут начать протекать, а поры забиваться, что резко снизит их дышащие свойства.
Самые продвинутые, долговечные, лишенные недостатков поровых и безпоровых мембран – это комбинированные мембраны, состояшие из поровых и безпоровых мембран. При изготовлении такой мебраны, на внутреннюю сторону поровой мембраны наносится тончайший слой безпоровой мембраны. Это самый дорогой тип мембран.
Типы тканей
Мембраны применяются в комплексе с внешней и/или внутренней тканями. Внешняя ткань, помимо защиты мембраны от повреждений, должна выполнять еще одну важную задачу – быть гидрофобной. Для этого ее покрывают водоотталкивающими пропитками. Хорошая внешняя ткань не позволяет дождю или иным осадкам образовывать на поверхности водяную пленку, которая закупорит поры мембраны и нарушит вывод пара. На такой ткани вода собирается в каплю и просто скатывается. Помимо этого, внешняя ткань должна быть прочной, износостойкой и, само собой, создавать минимум сопротивления движению пара. Внутренняя ткань также защищает мембрану от механических повреждений и выполняет роль подкладки – увеличивает комфорт и гигиеничность одежды. На примере Gore-Tex’a рассмотрим различные комбинации ткани и мембраны.
Gore-Tex 3-layer. Внешняя ткань, мембрана и подкладка соединены в единый сэндвич. Подкладка может представлять из себя капроновую сетку, вплавленную в мембрану. Это один из самых легких материалов, к тому же самый быстросохнущий и самый дорогой. Все швы на одежде из такой ткани должны быть проклеены.
Gore-Tex 2.5-layer. Внешняя ткань соединена с мембраной, а внутренняя сторона мембраны защищена слоем резиновых точек. Такой слой не дает ей соприкасаться с одеждой. При этом ткань получается максимально легкой, малообъемной и дышащей, сохраняя все качества 3-слойных мембран.
Gore-Tex 2-layer. Внешняя ткань соединена с мембраной, для подкладки используется капрон, сетчатый материал или термотрикотаж. Это один из самых популярных вариантов Gore-Tex’а с одними из лучших показателей паропроницаемости.
Gore-Tex Light. Мембрана накатана на подкладку. Применяется в изделиях со сложным кроем и минимумом проклеенных швов.
Gore-Tex Z-Liner. Внешняя ткань, мембрана и подкладка не связаны между собой. Сейчас редко встречаемый вариант. Один из самых дешевых и самый недолговечный при активной эксплуатации.
Применение различных материалов для внешней ткани и подкладки позволяет получать ткани с уникальными свойствами. Так, используя более тонкую мембрану и не герметизируя швы, получим менее влагостойкую, но прекрасно вентилируемую и задерживающую ветер Gore Windstoper.
ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕМБРАН
Существуют две характеристики мембран: паропроницаемость и водонепроницаемость.
Паропроницаемость показывает, какое количество водяного пара может пропустить 1 кв. м. мембраны за сутки и определяется количеством пор. Большие значения паропроницаемости закладываются прозапас на будущее изнашивание мембраны – от стирки, носки, времени. Но стоит помнить, что мембрана изнашивается не равномерно, а в точках соприкосновения, изломах, так что первыми у вас потекут плечи, а уж потом предплечье.
Водонепроницаемость сообщает о количестве воды (в мм водяного столба), которое ткань выдержит в течение суток. Но это, скорее, заслуга пропитки внешней ткани, чем мембраны. Здесь имеем также завышенные показатели водонепроницаемости, и нужны они для предотвращения протекания в местах точечного давления: там, где соприкасается куртка с лямками рюкзака или куда попал ком мокрого снега.
УХОД ЗА МЕМБРАНАМИ
Одним из минусов мембранных материалов является их непростая эксплуатация. Так, при стирке необходимо использовать специальные моющие средства, не допускается химическая чистка и машинная стирка – рекомендуется ручная стирка в теплой воде без замачивания. Небольшие загрязнения рекомендуется просто отмыть в теплой воде со специальными моющими средствами. Гладить изделия из мембраны запрещается. Хранить одежду следует в расправленном виде, без загибов, а также беречь от влаги. Бывает трудно восстановить водонепроницаемость внешней ткани, и уж точно не стоит для этого применять пропитки для зонтов.
Существуют аналоги Gore-Tex’a: так свои мембраны разработали производители одежды Lowe Alpine (мембрана Triple Point Ceramic), Lafuma (мембрана Climaway), VauDe (мембрана SympaTex)
и проч.
Выбираем сноуборд рюкзак
Основное отличие бордического рюкзака от всех прочих — наличие системы крепления борда. Как правило, они имеют небольшой объем. Исключение составляют фоторюкзаки и рюкзаки для бэкккантри-лагерей. Сноубордические рюкзаки относятся к классу полужестких или анатомических. В конструкции их спины используются элементы из листовой пены, реек из пластика или легких сплавов. 80 % комфорта обеспечивает грамотная подвеска. Она состоит из лямок, грузового пояса, оттяжек и спины.
Лямки бывают прямые, серповидные и S-образные. Прямые лямки – признак дешевого рюкзака, они стесняют движения рук и менее комфортны. Серповидные и S-образные, напротив - лучше "сидят" и с ними комфортнее кататься. На лямочных стропах часто присутствуют дополнительные петли для крепления рации или GPS. Груз на этих петлях создает противовес опрокидывающему моменту рюкзака.
Грузовой пояс не только распределяет вес рюкзака с плеч на пояс, но и не позволяет ему болтаться. Хороший пояс имеет чуть изогнутую форму, он не очень узкий, но и не очень широкий, чтобы не мешать при наклоне, может быть снимающимся и иметь карман для мелочей.
Стропы-оттяжки подтягивают верхнюю часть рюкзака к спине, а его нижние углы к бедрам. Грудная стяжка разгружает плечи.
Спинка рюкзака должна изготавливаться из нескользящего материала, так как за счет трения она принимает на себя часть нагрузки. Для придания максимального комфорта на спинке рюкзака могут находиться системы валиков, повторяющих контур спины, а каналы между ними выполняют вентиляционную функцию. Спинка должна иметь некоторую жесткость, чтобы рюкзак не выгибался и держал форму.
Внешняя подвеска состоит из системы лямок для крепления борда, лавинного оборудования и снегоступов. Система крепления сноуборда позволяет закреплять его как традиционно вертикально, так и горизонтально – для передвижения на снегоходах. Большое количество петель, строп и накладок может причинить неудобства сноубордисту при катании в лесу.
Материал рюкзаков, как правило, - нейлон различного состава и плетения. Пропитка с внутренней стороны повышает влагостойкость материи, а специальное плетение не дает ткани ползти дальше при повреждениях (Ripstop). Кроме этого ткань должна быть устойчива к УФ-излучению и отталкивать снег.
Фурнитура – различные пряжки, карабины, зажимы для затягивания шнуров, петли и молнии – все это должно быть максимально удобным, ведь бордер на горе в перчатках или варежках. Современная фурнитура изготавливается из пластика: он легче металла, но может треснуть при сильном морозе. Молнии бывают двух типов – "витые" и "тракторы". Первые изготавливают из непрерывной витой лески, а вторые – отдельно закрепленные на ткани зубья из металла или пластика. Витая молния дешевле, "трактор" – долговечнее. Одной из важнейших особенностей молнии является ее влагозащищенность. При изготовлении влагозащитных молний над или под нее встраиваются две дополнительные ленты прорезиненной материи, которые при соединении молнии плотно прижимаются друг к другу.
Основная емкость рюкзака не должна быть шире плеч. Центр тяжести райдерского рюкзака должен быть смещен книзу – высокий центр тяжести придает дополнительную инерцию на поворотах. Оставшийся объем может быть уменьшен с помощью системы лямок-стяжек. Женские рюкзаки имеют меньший объем и особую форму лямок, учитывающую женскую анатомию. Ну и расцветки, соответственно, отличаются от мужских моделей.
Бренды: Da Kine, Demon, O'GIO, Tatonka, Burton и проч.
Выбираем сноуборд лопату
Сноубордические лопаты
Ручка и лезвие изготавливаются из пластика или алюминиевого сплава. Пластиковое лезвие изготавливается, как правило, из особого поликарбоната – лексана. Он легкий и практически неубиваемый. Такая лопата не порвет в рюкзаке одежду, но справится даже с самым слежавшимся снегом. Когда требуется сколоть лед с рейлов или восстановить обледеневший трамплин, металлические лопаты предпочтительнее. Для дополнительной прочности на лезвиях штампуют ребра жесткости. Ручки изготавливаются как из чистого алюминия, так и из его сплавов. Они могут быть съемные, телескопические и содержать внутри щуп или пилу. Правда «правильный» щуп должен быть длинной 2,5-3 метра, а такой не вегда встроишь в ручку. Пила же утяжеляет конструкцию.
С оговорками можно разделить лопаты на спасательные и строительные: спасательные лопаты должны быть более компактные и легкие, так как основное время вы возите их в рюкзаке. Регулируемая по длине ручка позволяет при работе на поверхности лавины создать максимально длинный рычаг, что очень экономит силы. Отверстия на совке лопаты позволяют при известной сноровке изготовить из лопаты и лыж акъю — сани для пострадавшего. Строительные лопаты для фристайлеров могут быть большего размера и веса, так как все трюки на кикере выполняются налегке и катание со снаряжением сводится лишь к подъему до места строительства трамплина и спуску обратно.